Герой Советского Союза В.Г. Кочнев

Рабочая трибуна. 2010. 6 апреля. 2012. 9 мая.

 

Ночной охотник из Забайкалья

Герой Советского Союза В.Г. Кочнев на фронте

Изо всех земляков – Героев Союза, хилокчанам наболее известен Владимир Георгиевич Кочнев. Его подробный жизненный путь неоднократно публиковался как в газетных очерках, так и в книгах В.З. Часныка. И фотографий Кочнева, пусть даже и откуда-то скопированных, имеется немало, чего нельзя сказать ни об одном другом Герое. А живущий в Хилке фронтовик И.С. Солодухин, друживший с семьёй Кочневых, передал краеведческому музею несколько подлинных фотопортретов, за что ему огромное спасибо!

Однако, как и в случае с Ф.М. Хлудневым, боевой путь нашего земляка-лётчика оставался в значительной степени скрытым. Поэтому мы публикуем в данной статье новые для большинства читателей факты.

Итак, В.Г. Кочнев родился возле Слюдянки, но уже в 1915 году, как сообщается, в годовалом возрасте был привезён в Загарино. Таким образом, будущего Героя Советского Союза вскормила всё-таки именно хилокская земля.

Биографы Владимира Кочнева отмечают, что во время учёбы в школе ФЗО (ныне училище № 3) он был дисциплинированным и настойчивым учащимся. Эти качества помогли ему стать отличным лётчиком. А ещё, как свидетельствуют старожилы, Володя слыл заядлым драчуном.

После того, как в 1940 году Владимир Георгиевич стал работать пилотом Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в Хабаровском аэропорту, он за сравнительно короткий срок получил большую практику дальних полётов в самых разных метеоусловиях. Приходилось совершать рейсы на Сахалин и в другие точки Дальнего Востока.

Началась война, но лишь в сентябре 1942 года Кочнев был взят на фронт, где, как считается, стал пилотом бомбардировщика. Однако, по воспоминаниям матери Героя, просился-то он в штурмовую авиацию. И в боевой характеристике встречаются эпизоды, подходящие как раз для работы лётчика-штурмовика: "17 сентября 1943 года, действуя по переднему краю противника, в районе Духовщины после нескольких атак по артпозициям вызвал несколько очагов пожара, сопровождающихся сильным взрывом. 10 октября 1943 года в районе аэродрома Рогачов лично сбил самолёт противника. 3 января 1944 года на железнодорожном перегоне Орша-Витебск, после обстрела пулемётно-пушечным огнём эшелона противника зажёг несколько вагонов с боеприпасами, которые взорвались." Это вызывало некоторое недоумение и желание узнать подробности фронтовой биографии Владимира Георгиевича.

Судя по тому, что наш Герой был награждён медалью "За оборону Сталинграда", он оказался в составе авиационного соединения, участвовавшего в ликвидации армии Паулюса. А поскольку в этой знаменитой операции принимали участие как дивизии Авиации Дальнего Действия (АДД), так и авиаполки Гражданского флота, мы не можем утверждать, что Кочнев на фронте сразу сел за штурвал бомбовоза.

Однако полётный опыт был хорошей рекомендацией для включения в АДД и Владимир Георгиевич в начале 1943 года уже стал летать на бомбёжки военных объектов на территории Германии и Румынии. Очевидно, что он тогда пилотировал отечественный бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4).

Кочнев принял участие в мощных налётах советской авиации 10 и 12 апреля 1943 года на Кенигсберг,13 апреля на Данциг, 15 апреля на Тильзит, 20 и 26 апреля вновь на Кёнигсберг, а 12 мая – на Брест. Помимо указанных выше городов, он бомбил 2 раза окраины Бухареста, затем Инстенбург. Вероятно, это также происходило в первой половине 1943 года.

Продолжительность дальних рейдов доходила до 12 часов, а автопилот на Ил-4 отсутствовал, и летчикам приходилось переносить большие нагрузки. Так проявились дисциплинированность и настойчивость Владимира Георгиевича. Но в чём же смогла найти выход его драчливость? Ведь дальний бомбардировщик в большинстве случаев мог лишь обороняться?

А дело вот в чём. С начала войны отдельные группы самолётов всех воюющих сторон стали применяться для охотничьих действий – совершения ночных упреждающих ("блокирующих") налётов на аэродромы противника и другие объекты. Под подобные задачи в США фирмой "Дуглас" был создан специальный бомбардировщик-штурмовик А-20G "Бостон", поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.

Boston-muzei

Штурмовик "Бостон". Фото из Интернета.

С целью проверки возможностей этих самолётов в роли "охотников-блокировщиков" в сентябре 1943 г. была сформирована спецгруппа подполковника П.И. Бурлуцкого, составленная всего из 4-х экипажей. Участники группы подбирались очень тщательно. Достаточно сказать, что в число личного состава вошли три Героя Советского Союза – два пилота и один штурман. Так вот, одну из двух пушечных машин стал пилотировать ни кто иной, как старший лейтенант В.Г. Кочнев!

Почему из четырёх пилотов АДД, избранных для опробования нового способа воздушной войны был выбран наш земляк?

Оказывается, советские бомбардировщики уже в 1941 году ограниченно применялись для ночных штурмовок ближних аэродромов противника во время взлёта или посадки его самолётов. Когда и в составе каких соединений Кочнев стал вылетать на "блокировку" авиации противника – мы пока не знаем. Но факт того, что именно его выбрали для участия в эксперименте, свидетельствует о немалом опыте в подобных полётах.

Пушечный "Бостон" в носовой части фюзеляжа имел батарею из 4-х пушек и 2-х крупнокалиберных пулемётов. Если пулемётные машины спецгруппы несли ещё и бомбовое вооружение, то пушечные летали налегке. Можно представить, какие возможности открылись перед Владимиром Георгиевичем с его задиристым характером!?

По итогам боевого применения спецгруппы командование сформировало три полка, получивших необычное официальное наименование "авиационные полки ночных охотников-блокировщиков дальнего действия" (ап ноб ДД). В 112-м блокировочном полку подполковника П.И. Бурлуцкого стал воевать и наш земляк. Так разгорелась звезда Владимира Георгиевича Кочнева.

Обыкновенно в литературе указывается, что к апрелю 1944 года В.Г. Кочнев совершил 198 боевых вылетов, в том числе 16 раз на глубокие тылы врага. Выходит, что остальные вылеты осуществлялись в рамках фронтовых операций? Тогда немалая часть работы пилота В.Г. Кочнева должна приходиться на действия в составе полка ночных блокировщиков. Становятся понятными боевые успехи нашего земляка-бомбардировщика в роли штурмовика, по крайней мере, с сентября 1943 года…

В январе 1944 года 112-й полк переформировали в 26-й гвардейский авиаполк, включив его в состав 2-й гв. авиадивизии 2-го гв. авиакорпуса дальнего действия. Кочнев в этом полку отмечен как заместитель командира эскадрильи. В течение 1944 года полк, боевые задачи которого не менялись, перебрасывали и в район Севастополя на подавление немецких зенитных батарей, и в район Таллина. В ходе знаменитой Белорусской операции полк заслужил почетное наименование "Брестский" за уничтожение неприятельской авиационной техники, железнодорожных эшелонов и подавление средств ПВО в том самом августе 1944-го. Тогда же, 19 августа, ряд пилотов полка получили "Золотые Звезды" Героев Советского Союза, в том числе командир подполковник П.И. Бурлуцкий и летчик капитан В.Г. Кочнев……

Судьба ночного охотника

В справочнике «Герои-забайкальцы», изданном в Чите в 2005 году, временем гибели Героя почему-то указан 1945-й год. По этому поводу пришлось строить догадки и недоумевать, почему местом его гибели указан глубокий тыл (а это окрестности Киева весной победного 45-го!).

Между тем, в биографии Героя повсеместно число боевых вылетов считается по апрель 1944 года, и поэтому хилокчане всегда считали эту дату временем смерти нашего земляка. Но ведь не раз бывало, что боевых лётчиков снимали с фронта для выполнения различных заданий?! И тогда на самом деле он мог погибнуть в 1945 году, «при исполнении служебных обязанностей», как принято сообщать в подобных случаях?

И тут на удачу, в Интернете появились новые материалы о Героях Советского Союза, в том числе и о Владимире Георгиевиче.

Вот что рассказал на сайте «Герои Отечества» Валерий Воробьёв…:

«В конце марта 1944 года 2-я бомбардировочная авиадивизия дальнего действия перелетела на юг, на аэродром в районе города Борисполь Киевской области, и стала оказывать большую помощь войскам 4-го Украинского фронта и Приморской армии. Боевая задача АДД состояла в том, чтобы парализовать работу портов и железнодорожных узлов Констанца и Галац, взять под контроль морские пути, ведущие к Севастополю.

В ночь на 12 апреля 1944 года экипажи дальних бомбардировщиков нанесли мощный бомбовый удар по порту, железнодорожному узлу и нефтяному промыслу – румынскому городу Констанца. Одновременно наши охотники-блокировщики, в том числе и экипаж Кочнев-Ляменков, подавляли средства противовоздушной обороны врага в районах целей, блокировали аэродромы, обстреливали эшелоны на железной дороге и автоколонны на шоссе. В результате бомбардировки сильно пострадали порт и железнодорожный узел. Территория города была объята пламенем, то там, то здесь возникали взрывы. Пулемётно-пушечным огнём лётчики подавили огонь более десяти вражеских батарей малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожили 6 прожекторных установок и вызвали крупный очаг пожара на аэродроме.

15 апреля 1944 года соединение наносило массированный удар по железнодорожной станции и порту Севастополь. Экипажу Кочнева была поставлена задача с наступлением темноты блокировать аэродром на мысе Херсонес, а затем с малой высоты обстрелять ракетами и пушечным огнём фашистские суда на рейде Северной бухты. На самоходные баржи и суда полетели реактивные снаряды, взметнув вокруг них белесые султаны. Задание было выполнено блестяще. 206-й боевой вылет Кочнева, казалось, будет удачным. Но на обратном пути резко ухудшилась погода. Облака стали сплошными, затянули всё небо. Самолёт обступила плотная пелена. При посадке в условиях сплошной низкой облачности самолёт Кочнева не попал на полосу, прошёл правее её, зацепился консолью за землю и… взорвался.

Похоронен Герой вместе с экипажем у небольшого озера в центре села Великая Александровка Бориспольского района Киевской области».

Выходит, что летчик капитан В.Г. Кочнев был уже посмертно 19 августа награждён "Золотой Звездой" Героя Советского Союза!? И уже без него продолжал свою боевую работу полк ночных блокировщиков «Бостон»....

Одним словом, проблема остаётся до конца не раскрытой. Вновь обращаемся ко всем уважающим память о войне, любителям истории авиации да и просто любознательным посетителям Интернета – давайте вместе будем делать открытия, отыскивая подробности боевого пути наших земляков.

В. Петров

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru