Стыковка Заб. ж.д. на территории Хилокского района

Забайкальская магистраль. 1998. 23 октября.

В восьми верстах восточнее Толбаги

Забайкальскую железнодорожную магистраль строили очень быстрыми темпами. Открытие земляных работ произошло 23 апреля (5 мая) 1895 года возле посёлка Городищенский Митрофановской станицы. А укладка рельсовых путей с восточной стороны началась, как сказано в «Отчёте по постройке Забайкальской железной дороги», от «станицы Митрофановской… с конца 1896 года». После сильнейшего наводнения 1897 года, уничтожившего многое из уже выполненного, укладка с востока возобновилась в начале 1898 года.

С западной стороны, от Мысовой, рельсы стали класть с мая 1899 года на готовое к тому времени полотно. В общей сложности всем тем, кто участвовал в сооружении Забайкальской железной дороги, потребовалось пройти 1057 строительных вёрст, отсчёт которых вёлся от станции Мысовая (Мысовск) до станции Сретенск (Стретенск, в написании тех лет).

Наконец, в начале зимы 1899 года укладчики с двух сторон сблизились на минимальное расстояние и в районе станции Толбага 16 (28) декабря произошло соединение обеих веток магистрали. Таким образом, все работы в основном были выполнены на 1 год раньше срока.

Stikowка 1899

Так выглядело торжество стыковки 16(28) декабря 1899 года. Копия фото из экспозиции Агинского краеведческого музея.

Данный снимок ошибочно называют "Приезд князя М.И. Хилкова на ст. Хилок" и т.п.

В Государственном архиве Забайкальского края хранится подлинный текст акта, составленного после церемонии стыковки. Вот как он начинается:…

«1899 года декабря 16 дня в два с половиной часа по Читинскому времени на 361 версте уложено последнее звено Забайкальской железной дороги после Благодарственного Господу Богу молебствия с провозглашением вечной памяти в Бозе почившему Императору Александру III и многолетия ныне благополучно царствующему Государю Императору Николаю Александровичу в присутствии нижеподписавшихся лиц…»

Далее следует перечень должностей и личные подписи всех присутствовавших при этом знаменательном событии. Среди них были: военный губернатор Забайкальской области Е.О. Мациевский, чиновник из Управления – помощник заведующего движением Волков, директор народных училищ области И. Михайловский, а также ещё четыре других чиновника из Читы, адъютант при наказном атамане Сидоров, начальники 5 и 6 строительных участков из Петровского Завода и Хилка – инженеры Лесневский и Малевский, начальники станций Хилок и Бада – Горайский и Овчинников, и 6 начальников строительных дистанций.

Кроме лиц, занимавших командные должности, акт подписали люди званием пониже – хозяйственные агенты, машинисты паровозов, чертёжники, кондукторы, стрелочники, дорожные мастера, проводники и т.д. И одна женщина-телеграфистка Грабовская. Встречаются подписи без указания званий. В самом низу списка отмечено, что на церемонии стыковки присутствовали 22 неграмотных бурята, 16 неграмотных рабочих Забайкальской области и 21 человек других губерний. Всего в списке указан 121 участник события (двое людей поставили свои подписи дважды).

Генерал-майор Мациевский после завершения стыковки отправил министру путей сообщения князю М.И. Хилкову депешу, на которую 18 (30) декабря получил ответ: «18/ХII № 274821. В Читу из Петербурга. Телеграмма вашего Превосходительства с выражением верноподданейших поздравлений всего населения Забайкалья по поводу окончания укладки Забайкальской железной дороги, мною верноподданейше доложена Государю императору, причём Его Императорскому Величеству благоугодно было начертать: «Прочёл с истинною радостию и благодарю за пожелания и чувства». Министр путей сообщения Хилков».

Место встречи строителей находилось почти посередине 21-вёрстного перегона между станцией Толбага и остановочным пунктом Хохотуй. Зимой 1899 г. там, вероятно, находились бараки временных рабочих, которые должны были сохраниться ещё с 1896 г., когда здесь появился рабочий стан подрядчика Ермолаева. Нам известно, как отметили точку соединения единое целое величайшей в мире железнодорожной магистрали. Однако в скором времени на ст. Толбага появилась многим знакомая часовенка «Во имя Архангела Михаила», которую можно увидеть и сейчас. (По досадному недоразумению, почти повсюду, начиная с «Путеводителя по Восточно-Сибирской железной дороге» 1901 года, встречается перевёрнутый фотоснимок часовни). Приятно считать, что эта часовня поставлена именно в честь знаменательного события-стыковки нашей дороги. Отсюда идёт также несколько неточное мнение о самом месте данного события, каким стали называть Толбагу.

В начале века в одних изданиях отмечается, что часовню возвели в ознаменование завершения прокладки магистрали, а в других - что в честь приезда в Забайкалье Михаила Ивановича Хилкова. По-видимому, верно и то и другое, так как часовню посвятили именно Михаилу и соорудили её неподалёку от места соединения отрезков Забайкальской дороги.

На самом деле стыковка произошла 8-ю верстами восточнее. Толбага в то время находилась на 353-й строительной (337 эксплуатационной) версте, а место стыковки – на 361-й строительной (345-й эксплуатационной) версте. Позднее поблизости находилось три маленьких населённых пункта: Воскресенка, Зергентуй и Улунтуй, от которых остался лишь один жилой дом. С 1926 года и до сегодняшнего дня (с перерывами) это территория Хилокского административного района.

Mesto stikowky

Долина у Воскресенки, где произошла стыковка. Фото из окна вагона. 2007 г.

Karta-mesto-stikowky 2

Место стыковки строителей Заб.ж.д. на тарритории Хилокского района

В.Ф. Петров

Все книги от Books.ru

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru