Число первостроителей ж.д. на территории района

Рабочая трибуна. 1994. 7 июня.

Сколько их было

В то время, когда статьи цикла «Первостроители» уже находились в наборе, в Государственном архиве Читинской области автором этих строк были обнаружены новые сведения о людях, дистанциях, населенных пунктах 6 и 7 участков в самом начале строительства дороги. Эти сведения содержатся в документах первой Всероссийской переписи.

В июне 1896 года …. земский заседатель С.С. Трушевич проехал вдоль намеченной стройки, регистрируя количество проживавших здесь людей. Вот какие данные по Хилокскому району имеются в переписных листах.

Первая дистанция 6-го участка тянулась от «железнодорожной станции 4 класса» Толбага до «остановочного пункта» Хохотуй включительно. На дистанции проживало 248 человек (в том числе 31 женщина), из которых в Толбаге 139 (18 женщин) и в Хохотуе 26 (5 женщин).

Однако лишь «временный рабочий стан» подрядчика Ермолаева, расположенный, по-видимому, возле Воскресенки (Алентуя-Зергентуя), может считаться первым железнодорожным посёлком в западной части нынешней территории нашего района. На 13 июня 1896 года в стане числилось 16 душ населения (14 мужчин и 2 женщины).

Вторая дистанция начиналась со следующего населённого пункта района - железнодорожной станции 4 класса Бада, на которой на 14 (26) июня проживало 11 человек (7 мужчин и 4 женщин). Далее по порядку, начиная с 3-го, располагались следующие населённые места на территории Хилокского района *

2 дистанция [запись сделана 14-15 (26-27) июня 1896 года]:

3. Рабочий стан без названия и квартиры начальника 2 дистанции при речке Зурун – 32 жителя (25 мужчин и 7 женщин).

4. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при реке Хилок (на этом месте, скорее всего, находится село Глинка) – 152 жителя (соответственно 150 мужчин и 2 женщины).

5. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при речке Жипхеген – 41 жит. (соответственно 40 и 1).

6. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при речке Салхаре – 203 жит. (200 и 3).

7. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при реке Хилок (будущий разъезд 41-й?) – 52 жит. (50 и 2).

8. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при реке Хилок (Сосновка?) – 100 жит. (только мужчины).

3 дистанция [запись сделана 15 и 17 (27 и 29) июня 1896 года]:

9. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при речке Хосурта (то есть Косурка?) – 41 жит. (40 и 1).

10. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при реке Хилок (Горное кладбище?) – 50 мужчин.

11. Железнодорожная станция 4 класса Хилок при реке Хилок – 36 жит. (23 муж. и 13 жен.).

12. Рабочий стан подрядчика Орехова без названия при реке Хилок (Жилкин Хутор? Такчева Падь?) – 101 жит. (100 и 1).

13. Казённый рабочий барак без названия на степи Шаратала (Гыршелун? Алентуйка?) – 5 муж.

           

Здесь был рубеж 6 и 7 участков.

           

1 дистанция 7 участка:

14. Железнодорожная станция 5 класса Хушенга при реке Хилок – 211 жит. (210 муж. и 1 жен.).

15. Разъезд на линии ж.д. Харагун при реке Хилок в 2,5 верстах – 45 мужчин.

           

2 дистанция [запись сделана 18 (30) июня 1896 года]:

16. Железнодорожная станция 5 класса Тайдут при речке Тайдут – 12 жит. (9 муж. и 3 жен.).

17. Рабочий стан подрядчика Вольфовича без названия при реке Хилок – 167 мужчин.

18. Рабочий стан подрядчика Вольфовича без названия при реке Хилок – 118 мужчин.

19. Рабочий стан подрядчика Вольфовича без названия при реке Хилок – 119 жит. (110 муж. и 9 жен.).

20. Разъезд на линии ж.д. Загарин при реке Хилок – 54 жит. (43 и 11).

3 дистанция [запись сделана 18-19 июня (30 июня – 1 июля) 1896 года]:

21. Железнодорожная станция 4 класса Мокзон при слиянии рек Хилка и Хилы – 155 жит. (138 муж. и 17 жен.).

22. Рабочий стан без названия казённых рабочих – 27 жит. (21 и 6).

Далее уже был разъезд Гонгота, не входящий в состав нашего района, и прочие населённые места 7 участка.

Итак, к середине 1896 года на территории будущего Хилокского района в 22 железнодорожных поселениях проживало 1748 человек, в том числе 1665 мужчин и 83 женщины. На основании вышеизложенных сведений можно сделать новые выводы о времени закладки некоторых населённых пунктов, чему и будет посвящена следующая статья.

* Сохранена орфография и стилистика источника.

В. Петров

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru