Первостроители ж.д. на территории района

Рабочая трибуна. 1994. 1, 5, 8 апреля.

Первостроители

1.

В районной газете дважды упоминалось об имеющихся в краеведческом музее перечне фамилий самых первых строителей Хилокского участка Транссиба, а также приводился десяток имён. Несмотря на некоторую громоздкость списков, всё же следует их опубликовать полностью, тем более что в 1995 году будет отмечаться 100-летний юбилей начала строительства Забайкальской железной дороги. Кроме научного и познавательного интереса, эта публикация вызовет любопытство многих жителей района, которые станут искать в числе первостроителей своих предков.

В 1895 году была размечена полоса деятельности 6 и 7 строительных участков. Первый из них тянулся 118 вёрст (т.е. 126 километров ) от станции Толбага, где находилась контора участка, до Алентуйки и делился на три дистанции, базировавшиеся на уже намеченные станции – Толбагу, Бадинскую Степь (ныне Бада) и Хилок.

Второй располагался далее на восток от Алентуйки на протяжении 135 вёрст (144 км), ровно до середины расстояния между станциями Сохондо и Яблоновая. Контора 7 участка была в Могзоне, а 2-я дистанция на ст. Загарино (местоположение других требует уточнения).

Именно по 6 участку в Государственном архиве Читинской области сохранились списки ПЕРВЫХ постоянных работников строительства дороги, составленные для высокого начальства 22 февраля (6 марта) 1896 года (стилистика оригинала сохранена).

Список мастеровым, состоящим на службе при постройке 6 участка

Забайкальской железной дороги согласно договора, заключённого

в Санкт-Петербурге от 29 мая 1895 года с Управлением Заб. ж.д.

Кузнецы:

1.Яков Филатов, крестьянин.

2.Захар Иванов, крестьянин.

3.Леонид Алексеевич, мещанин.

Молотобойцы:

4.Михаил Дмитриевич, крестьянин.

5.Афанасий Вишняков, крестьянин.

Плотники:

6.Сергей Савин, крестьянин.

7.Гурий Савин, крестьянин.

Список личного состава служащих 6 участка при постройке

Забайкальской железной дороги (звание, имя, отчество, фамилия, должность)

1.Бронислав Мечиславович Малевский, инженер путей сообщений, начальник участка.

2.Сергей Александрович барон Таубе, инженер путей сообщений, начальник дистанции.

3.Василий Николаевич Рябичев, техник, начальник дистанции.

4.Евгений Осипович Окольский, дворянин, начальник дистанции.

5.Григорий Львович Хросцицкий, техник, пом. начальника дистанции.

6.Ипполит Павлович Стрельчевский, сын священника, пом. начальника дистанции.

7.Станислав Константинович Чижевский, дворянин, пом. начальника дистанции.

8.Василий Козмич Ледомский, техник.

9.Павел Константинович Длусский, дворянин, счетовод.

10. Виктор Антонович Журовский, дворянин, чертёжник.

11. Александр Степанович Масловский, дворянин, зав. складом.

12. Дмитрий Кириллович Зоз, крестьянин, десятник.

13. Иван Илларионович Баканов, крестьянин, десятник.

14. Марк Иванович Рыбченко, крестьянин, исполн. должность десятника.

15. Иван Фёдорович Кутырин, крестьянин, исполн. должность десятника.

16. Пётр Павлович Николаев, коллежский асессор, врач.

17. Игнатий Андреевич Полчанский, губернский секретарь, фельдшер.

18. Николай Порфирьевич Хмыров, коллежский регистратор, фельдшер.

19. Константин Петрович Козлов, санкт-петербургский ремесленник, артельщик.

Список сверхштатных служащих в 6 участке при постройке

Забайкальской железной дороги (звание, имя, отчество, фамилия, должность)

1.София Чижевская, дворянка, конторщица.

2.Александр Клевакин, мещанин, переписчик.

3.Сигизмунд Ильницкий, мещанин, старший рабочий.

4.Неофит Л(П)едченко, крестьянин, старший рабочий.

5.Пётр Соколов, отставной почтальон, старший рабочий.

6.Григорий Селецкий, старший рабочий.

7.Трофим Атаманенко, крестьянин, рабочий.

8.Феоктист Теленков, крестьянин, сторож конторы.

9.Иннокентий Вьюков, крестьянин, сторож конторы.

10. Садражан (?) Карасёв, крестьянин, конюх.

Кроме того, с самого начала строительства на 6 участке работали такие люди, как подрядчик земляных работ Василий Фёдорович Богомолов, рядчик на поставку шпал М.П. Фёдоров, а также упоминается некий «екатеринбургский мещанин» Евгений Коротков.

Вот пока и все сведения о работавших на 6 участке в 1895-начале 1896 года, почерпнутые из документов.

На 7 участке в это же время должность начальника участка исполнял инженер А. Ланге; начальниками дистанций были: некий К.Л. Пивлиц (?) и инженер С. Головкин, а счетоводом числился Григорьев. Там же трудились: рабочий Прокопий Михалёв и демобилизованный солдат (?) Григорий Кропачев.

Примечательно, что судя по приведённым фамилиям, на строительство дороги приехали люди самых разных национальностей – поляки, русские, украинцы, белорусы, немцы, жители Повольжья и др.

В ближайшее время будет продолжена публикация имён участников стройки в период уже с 1896 по 1900 год. Их найдено на сегодняшний день также немного, хотя сведения о первостроителях 6 и 7 участков Заб. ж.д. наверняка хранятся в каком-нибудь архиве, ожидая своего часа.

Очень интересно и поучительно было бы проследить за дальнейшей судьбой тех, кто отсыпал земляное полотно и клал рельсы Транссиба на территории Хилокского района. Особенно с помощью живущих среди нас прямых потомков строителей дороги… Пока же в архиве удалось лишь узнать, что бывший начальник участка Б.М. Малевский и начальник дистанции Е.О. Окольский уехали из Забайкалья, получив «на обратный проезд» соответственно 3408 руб. 85 коп. и 1466 руб. 05 коп.

2.

Окончательные изыскания и начало работ на 6 и 7 участках строительства дороги происходили летом и осенью 1895 года. Отсыпка земляного полотна и иная деятельность первостроителей происходила вначале лишь возле некоторых станций, на которых намечались конторы участков и дистанции. На остальном протяжении трассы завершался постепенный и обстоятельный юридический отвод земель под стройку, который был окончен в 1-й половине 1896 года.

Без особых хлопот отвели под полотно «чугунки», так называемые «неудобные» земли по крутому правому берегу Хилка. На равнинных участках дело обстояло иначе. В то время вдоль речной долины в пределах территории Хилокского района располагались владения 6 общин хоринских бурят. Только по договорённости с Хоринским ведомством и с разрешения общественных сходов-сугланов отводились здесь площади «удобной» земли.

Государству пришлось платить местным бурятам «за ущерб», то есть за расходы, связанные с переносом хозяйственных построек за пределы полосы отчуждения или за их снос. До наших дней дошёл любопытнейший документ, который засвидетельствовал – кому, за что и сколько было уплачено Управлением Забайкальской железной дороги при покупке собственности частных лиц, проживавших вблизи трассы строительства.

Из этого длинного перечня были выбраны те люди, которые как и наверняка, так и вполне возможно, жили в пределах нынешней территории района. Ниже публикуется список фамилий с указанием места проживания, назначения построек и суммы сделки. При этом соблюдается орфография первоисточника.

Ведомость строений, снесённых и приобретённых в собственность казны

и произведённых за них уплат

А. произведено уплат за снос строений:

Местность «Вархулаши»:

Голгонов Б., навес, 5 руб.

Местность «Мухор-Шибирь»:

Цыбиков Б., 2 летника, 12 руб.

Цыбиков С., летник, 6 руб.

Местность «Зукультуй»:

Бадмаев С., 3 летника, 15 руб.

Хишиктуев Б., зимовье, летник, навес, 20 руб.

Местность «Гангата»:

Пумуров Г., летник, 6 руб.

Местность «Боготой»:

Тумуров Г., летник, 9 руб.

Местность «Хансагай»:

Сыдынов С., 2 хлева, 3 навеса, 14 руб.

Местность «Хорегыт»:

Бадмаев Б., навес, 5 руб.

Местность «Хансагай»:

Соктоев Х., летник, навес, 8 руб.

Местность «Ховый-Убур»:

Тушемыв И., 2 летника, хлев, навес, 10 руб.

Местность «Олен-Шибирь»:

Циринов Ш., навес, 10 руб.

Местность «Шара-Тала»:

Бадмаев О., 2 летника, сарай, 12 руб.

Ирынченов С., 2 летника, сарай, 12 руб.

Пальзеев Б., 2 хлева, навес, 8 руб.

Шайвонов С., зимовье, летник, сарай, хлев, навес, 15 руб.

Шайвонов Б., зимовье, хлев, навес, 9 руб.

Пальзеев Я., зимовье, летник, 2 хлева, 2 навеса, 16 руб.

Бабаев Б., навес, 4 руб.

Санжеев, С., зимовье, летник, сарай, навес, 14 руб.

Местность «Шилоса»:

Тумуров С., летник, 7 руб.

Мухарий Д., юрта, 29 руб. 50 коп.

Сынгалеев Ш., 2 дома, 2 юрты, 3 амбара, 9 сараев, навес, 500 руб.

Вполне возможно, что многие из вышеперечисленных местных жителей пошли работать на строительство дороги.

Согласно переписи 1897 года, в 6 упомянутых общинах, которые целиком находились в пределах нынешней территории района, мужского населения в возрасте от 18 до 59 лет насчитывалось 670 человек.

Ещё 2 общины имели на землях района значительную часть своих угодий. Из 268 мужчин, числившихся в этих общинах, как минимум 130 могли жить в пределах района и работать на 6 и 7 участках.

Итак, из 800 человек трудоспособных мужчин-бурят, живших в непосредственной близости от железной дороги, наверняка не один десяток попробовал свои силы на строительстве. Начальник 7 участка инженер А. Ланге в августе 1896 года сообщал, что у него трудилось 350 человек, включая 50 бурят. Следует отметить, что 7 участок на одну треть располагался за пределами нынешнего Хилокского района, и часть рабочих-бурят была не из «наших» общин.

Буряты на стройке использовались в основном как подсобные рабочие и мастеровые. Они рубили просеки, заготавливали брёвна и доски, производили деревянные детали разного назначения, а также подвозили материалы. Погонщик с лошадью получал в день 1 руб. 25 коп. – 1 руб. 50 коп. В 1895 году в Забайкалье на 1,5 руб. можно было купить 10 кг пшеничной муки. Таким образом, местные буряты из тех, кто победнее, и кто не сторонился разноголосой стройки, приносили в свои семьи ощутимую денежную прибавку.

Районный краеведческий музей почти не имеет сведений о конкретных представителях бурятского населения наших мест, участвовавших в прокладке Забайкальской железной дороги. Известно лишь, что на 7 участке некие Убушев и Сактоев (то ли подрядчики, то ли непосредственные исполнители?) получили в виде задатка 450 рублей на постройку жилого дома. Не надеясь только на архивы (а вдруг не сохранились документы?) необходимо собирать семейные предания и воспоминания потомков бурят-первостроителей.

3.

По мере увеличения объёмов работ в 1896-1897 годах росло и количество строителей Забайкальского участка Транссиба. После наводнения 1897 года, засухи и эпидемий 1898 года ещё быстрее пошёл процесс сменяемости рабочих. Поэтому в соответствующих архивных документах за 1896-1897 и, в особенности, за 1898-1900 годы чаще можно встретить фамилии людей, трудившихся на 6-7 участках.

Как известно, укладка пути была окончена 16 (28) декабря 1899 года, но до июля следующего года продолжились завершающие работы. Таким образом, всех, кто числился на дороге до середины 1900 года, можно назвать первостроителями.

Ниже читателям предлагаются сведения о людях, работавших на 6 и 7 участках в 1896-1900 годах, то есть практически вся информация, найденная в областном архиве на сегодняшний день.

На 6 участке в ходе стройки происходили некоторые изменения среди начальствующего состава. В списке 1896 г. первым при перечислении начальников дистанций стоит С.А. Таубе, а далее по порядку В.Н. Рябичев и Е.О. Окольский. Известно, что Таубе руководил 1-й дистанцией. Соответственно, 2-ю должен был возглавлять Рябичев, а 3-ю Окольский.

В последующие годы Василий Николаевич и Евгения Осипович начинают числиться уже в помощниках начальников дистанций (Окольский, судя по документам, уехал из Забайкалья снова с должности начальника дистанции). Одного из них, скорее всего, заменил Г.Л. Хросцицкий, а другого «новичок» участка, Рихард Эрнестович фон Прюссинг.

Упоминается в документах и «личный почётный гражданин» Пётр Попов, работавший на 1-й дистанции (?). У подрядчика Богомолова числился кузнец Тимофей Некипелов и рабочий Семён Александрович Шитиков…

Во время строительства дороги 6-й участок снабжал дровами рядчик А. Шибанов, а некий Савельев поставлял сюда же кирпич по цене 31 руб. за тысячу штук.

В документах, составленных в рассматриваемый период стройки, в большем, чем ранее, количестве называются фамилии работников 7 участка. Так, например, было выяснено, что помощником одного из начальников дистанций числился Викентий Иванович Готлиб. Какую-то должность на участке занимал инженер Крумин. Счетоводом, вместо знакомого нам Григорьева, стал Иосиф Масловский, а техником работал Евгений Фердинандович Мари.

За здоровьем строителей присматривали: врач Вениамин Васильевич Натансон, фельдшеры – Василий Васильевич Муравьёв и Карл Иванович Лепин.

Из большого числа рабочих 7 участка прояснились фамилии ещё только троих человек – ссыльнопоселенца Туманова и неких Асланбека Пшизова и Петра Цимцевецкого.

Вот и всё, что известно районному музею о тех, кто пришёл на наши земли почти сто лет назад и навсегда определил судьбу района.

В. Петров

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru