Ямаровский тракт

 Рабочая трибуна. 2013. 27 декабря. 2014. 3 января.

Ямаровскому тракту – 100 лет

В уходящем году исполнилось 100 лет с начала строительства грунтовой дороги, по которой когда-то ездили из Хилка на лечение в Ямаровку к широко известному минеральному источнику. Старый Ямаровский тракт начинался в Хилке от низкого длинного деревянного моста через протоку за переездом. Здание «Станции Ямаровка» сохранилось до сих пор и в центре его фасада видна дверь, заложенная брёвнами (кроме того, было ещё одно место отправления курортников, находившееся по ул. Калинина неподалёку от здания администрации района).

От этой станции далее, почти по прямой, шло полотно дороги. Позднее здесь появилась улица Ямаровская, от которой осталось буквально несколько домов (а была ещё и Вторая Ямаровская улица). Пройдя через нынешнюю территорию бывшего СМП, дорога выходила на мост, от которого по обоим берегам сохранились насыпи. На левом берегу остатки такой насыпи используются ныне мотокроссменами. Первый «Ямаровский» мост здесь стоял долго, до конца 1940-х годов, затем ниже по течению был построен деревянный, а в 1979 году и железобетонный мосты. Об их строительстве в Рабочей трибуне подробно рассказывал И.Г. Линейцев.

Путешествие по тракту было испытанием для водителей, но для неробких пассажиров наслаждением. Дело в том, что путь труден, а пейзажи на Ямаровском тракте – просто загляденье.** Сначала дорога тянулась по долине Хилка, затем выходила к Блудной и по левому берегу мимо села Шара-Горхон выходила на мост «Касаткин». Дальше тракт шёл мимо Хилогосона по живописным увалам правобережья Блудной, через самое узкое место в нижнем течении этой реки.

Тут путешественники объезжали легендарные 1-й и 2-й Прижимы у берега Блудной и возле хутора крещёного бурята Николая Маркова пересекали реку Арей. После этого наступал участок более спокойный и менее выразительный, и только перед Энгорком дорога вновь подходила к горе и вынужденно сужалась, как на Прижимах.

Далее по удивительным по красоте долинам речек Большой и Малый Энгорок, мимо хутора Ёлонга тракт подходил к «Конторке». Здесь путешественники порою ожидали встречный транспорт, идущий от Ямаровки, о котором предавалось сообщение по телефону. Дело в том, что движение через грандиозный по нашим меркам Черемховский перевал (1649 м), было односторонним и по мере развития автотранспорта крайне затрудняло эксплуатацию данного участка тракта.

Здесь начинался подъём на Малханский хребёт, как говорят у нас - «на Орёл». Там до сих пор действует метеостанция *, а по соседству – самая высокая точка в районе – гора Ямаровка высотой 1730 метров. Дорога на перевал проходит вдоль ущелья, мимо гигантских россыпей. В июне там поля цветущего бадана, осенью разноцветье листвы и хвои. С горы Ямаровка в хорошую погоду видна вершина Сохондо (2500 м) и край Быстринского гольца (2519), не говоря уже о ближе расположенных горах – Ледянке, Асаканском гольце и других.

Jamarowsky trakt 2014

Ямаровский тракт перед Черемховским перевалом. Вид на северо восток. 2014 г.

Наконец, тракт спускался вниз, к Ямаровке. Сначала шли прямые, как стрела, отрезки, а затем серпантин по краю ущелья. Ветки деревьев порою соединялись над узкой дорогой, создавая живописный туннель. Так выглядело путешествие по нашему району от Хилка до Ямаровки до 1950-х гг. Именно нашему, потому что только после 1963 года Ямаровка перестала входить в состав Хилокского района. Тогда же курортников стали возить к минеральному источнику окружным путём, через станцию Петровский Завод. Движение на конечных 30 км Ямаровского тракта сразу упало до минимума.

К тому времени уже существовала дорога через Каменку, выходящая на Ядрихино, а затем по району проложили асфальтовое шоссе (в начале местами шедшее по прежнему тракту). Конкуренция была слишком сильна, и в 1990-х годах движение в долину Чикоя по старой трассе на участке от Энгорка почти прекратилось. Теперь заброшенный конечный отрезок прежней дороги на Ямаровку представляет собой уникальный туристический маршрут, могущий ощутимо пополнить районный бюджет.

Память о старом Ямаровском тракте жива. В народе до сих пор бытуют слова, обозначавшие когда-то конкретные точки тракта, а ныне ставшие всем известными ориентирами – «Четвёртый километр», «Семнадцатый», «Девяносто второй», «Сто пятый» и т.д. Микрорайон Хилка за рекой, заселявшийся переселенцами после наводнения 1932 года, много лет назывался «Молотовский», а с 12 июля 1957 года именуется «Ямаровским».

*

Обратимся к истории Ямаровского тракта. В краевом Государственном архиве хранится много документов, передающих некоторые подробности давних событий.

В мае 1909 году, признавая «неотложность проведения» дороги на Ямаровку, по приказу Военного Генерал-Губернатора Забайкальской области стали готовиться рекогносцировочные работы по общему направлению «станция Хилок – Ямаровские минеральные воды». Интерес к данному направлению был вызван не только проблемой доставки курортников, но и устройством самого короткого пути от линии железной дороги до плодородной долины Чикоя.

Предполагалось проверить 5 маршрутов, включая пути, разведанные экспедиций 1903 года, изучавшей возможность проводки железной дороги от Бады до КВЖД.

Изыскания проводились в 1909-1910 годах конными партиями, состоявшими из инженера, техника и 6 рабочих. В архиве сохранились фамилии тех жителей района, которые приняли участие в разведочных работах. Это Бурилов Ф.В., Будный А.А., Кривошеев Е.М., Черепанов Д.А., Шанджеев Шагдыр.

В итоге поисков остановились на варианте вывода тракта на наш районный центр, по причине того, что «не целесообразно оставлять в стороне большую первоклассную ст. Хилок». Это маршрут получился длиннее остальных – 122 версты (фактически оказалось 136 вёрст тракта), зато не имел высоких хребтов (за исключением Малханского, но это было общее препятствие на всех маршрутах). К тому же он на значительном протяжении совпадал с уже существующим трактами Танга-Ямаровка и Зорголикским.

В мае 1913 года речь шла «о представлении в скором времени проекта постройки грунтовой дороги Хилок-Ямаровка». И только во второй половине 1913 года, как отмечено в архивных документах, «Областным Переселенческим Управлением строится дорога от ст. Хилок…».

В 1914 г. русскими рабочими был завершён большой мост через реку Хилок. А вот с какой скоростью пошло бы строительство дальше, неизвестно. Но тут произошло крупнейшее несчастье, посетившее Россию в начале века – Первая мировая война.

2 Jamarowsky most 1932

Ямаровский мост. Фото сделано в начале катастрофического наводнения 1932 года

В Забайкалье уже летом 1914 года стали доставлять первых пленных, которых сразу стали использовать на различных работах, в том числе и на прокладке Ямаровского тракта. Строительный отряд из «иностранной рабочей силы» начал двигаться от станции Хилок по направлению к долине Блудной. Пленные находились под самым незначительным конвоированием (а куда им бежать из такой глухомани, как наше Забайкалье?) и перемещались далее по мере завершения очередного участка дороги.

Работали на тракте и в холодное время года. Перед Энгорком на косогоре сохранились земляные валы на месте трёх жилых землянок и ещё одного небольшого помещения (кухни?). Всех, кто видел эти сооружения, удивляет система отопления землянок – идущая по периметру стен подземная каменная кладка, по которой от очага пропускался нагретый воздух. Судя по размерам землянок, в каждой могло свободно помещаться более 20 человек. Очевидно, где-то в районе имеются и другие места с жилищами строителей дороги.

В своих воспоминаниях старожилы называли строителей дороги чаще всего «венграми» и, реже, «австро-венграми». Это подтверждают документы, из которых известно, что в Верхнеудинском округе (в него тогда входила территория Хилокского района) на 1 июня 1916 года на работах по «Ведомству путей сообщения» насчитывался 441 военнопленный, в их числе 55 венгров.

Прокладка дороги шла достаточно быстро, и к середине сентября 1915 года было насыпано 53 версты дороги (т.е. от станции Хилок до реки Арей), а к концу 1916 года тракт числился законченным.

Jamarowsky SHEMA 1

Удачное завершение работ породило у начальства радужные мечты. Судя по архивным документам, тракт собирались продлевать дальше – до Обшивки (Обшивково) у реки Жергей, а потом по Чикою до Семиозёрья и через перевалы мимо гольца Сохондо на станицу Букукунскую. Но тут пришёл 1917-й год, и о мечтах на время пришлось забыть.

Зато осталась дорога на курорт Ямаровка и она дала кое-какие плоды. Вдоль тракта были устроены несколько почтовых станций, а также была выделена земля для переселенцев. Массового притока новых жителей у нас так и не дождались. Но, по крайней мере, несколько участков были заняты приезжими. Так появились сёла Бильчир и Шара-Горхон, которых сейчас нет. А вот земельный надел, который 1920-х годах назывался: «Переселенческий участок на 38-й версте Ямаровского тракта» шагнул в XXI век – это село Хилогосон.

В. Петров

* Метеостанцию закрыли во второй половине 2013 года (прим. автора)

** Современное состояние тракта, как интересного туристического объекта, показано на фотоснимках в разделах Фотогалереи: Ямаровский тракт - объект туризмаЧеремховский перевал и курорт ЯмаровкаГора Ямаровка - высшая точка района  

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru