Историческая справка о г. Хилок

 

Хилок – административный центр Хилокского района Забайкальского края. Расположен в 263 км на запад от краевого центра на линии Транссибирской железной дороги. Городские кварталы раскинулись по обоим берегам реки Хилок на участке, где речная долина сужается до 3 км, поэтому северная часть поселения находится между отрогами хребта Цаган-Хуртей, а южная вплотную прилегает к склонам хребта Яблонового.

На территории города и в окрестностях насчитывается 20 археологических памятников. Найденные каменные орудия труда, свидетельствуют о том, что люди поселялись здесь издавна.

В середине XVII века мимо места, где теперь находится город Хилок, стали двигаться караваны русских землепроходцев. Однако постоянного поселения в те годы в данной местности не возникло.

В 1894 году на плане прокладки Забайкальского участка Сибирской железной дороги появилась станция, названная «Хилок» по имени местного урочища.

Первые жители пришли сюда в конце лета 1895 года и стали строить временное жильё и возводить казённые здания. Факт возникновения в 1896 году частного посёлка «при станции Хилок» означал уже прочное закрепление населения в данной местности. Позднее эта дата нередко принималась за основание самого населённого пункта.

Дома частного посёлка возводились по воле и желанию людей, приехавших из самых разных мест России, поэтому деревянная резьба на зданиях удивительно разнообразна и до сих пор сохранила древнейшие представления об устройстве мира.

В 1897-1898 гг. на «станции IV класса Хилок» построили первую в крае железнодорожную Николо-Александровскую церковь. К началу эксплуатации Забайкальской ж.д. здесь действовало основное паровозное депо, мастерские, другие службы, существовала школа, а также размещалась временная больница с приёмным покоем.

Во время первой российской революции в Хилке сложился крупнейший в Забайкалье очаг профсоюзного и забастовочного движения. Карательные экспедиции жесточайшим образом расправились с хилокчанами. По числу расстрелянных участников забастовок (14 человек), Хилок опережает любой населённый пункт Забайкалья.

В 1910 г. Хилок являлся оказался самым крупным из вновь основанных в Забайкальской области железнодорожных посёлков с населением 3 238 жит., 50 торговыми заведениями, кожевенным заводом и мелкими мастерскими. Жители были заняты обслуживанием железной дороги, ремёслами, торговлей, лесными промыслами.

В 1916-1918 и 1920-1926 гг. Хилок был центром одноимённой волости. Отсюда по проложенному австро-венгерскими военнопленными тракту люди ехали на курорт Ямаровка.

Бурные события революции и гражданской войны задели Хилок лишь краешком, но обернулись новой трагедией, о чём напоминают обелиски на кладбище и городской площади, а также на месте партизанской землянки в 20 км от города. О жизни хилокчан в те годы хорошо рассказано в повестях нашего земляка, писателя Н.Т. Ященко «Босоногая команда» и «Искры не гаснут», а также в романе «Годы испытаний» учёного, писателя министра иностранных дел Венгрии Эндре Шика, который в 1918-1919 гг. жил в Хилке.

В 1920-е годы в посёлке организовали профтехшколу, положившую начало Хилокскому среднему профессиональному училищу. В 1926-1932 он был районным центром, а в 1929 году стал рабочим посёлком.

В 1930-х годах Хилок начинает ускоренно расти вширь и ввысь – возник микрорайон Молотовский (с 1957 года – Ямаровский), были возведены новые кварталы жилых домов. Появились предприятия лесной отрасли, современные здания школ, а также был сооружён крупнейший в области Дворец культуры железнодорожников им. В.П. Чкалова.

Здесь в те годы учились и работали будущие Герои Советского Союза В.Г. Кочнев, Д.М. Перов, Ф.М. Хлуднев. Громкую славу принесли посёлку передовики – машинисты паровозного депо, орденоносцы Т.П. Брылёв, А.М. Кузнецов, Н.П. Леточный, А.И. Масюк и др. Во второй раз, в 1935 году, Хилок стал центром Хилокского района.

В годы Великой Отечественной войны более 300 жителей Хилка отдали свою жизнь в боях за Родину, а в самом посёлке размещались эвакогоспитали №№ 1839 и 1937. За доблестный труд во время Великой Отечественной войны сотни хилокчан получили высокие правительственные и другие награды.

В 1944 году в тайге под Хилком в авиационной катастрофе погибла группа инспекторов ВВС во главе с Героем Советского Союза В.И. Артамоновым.

С 1930-х по 1950-е годы в Хилке базировалось Хилокское отделение Забайкальской ж.д., а также действовала база снабжения шумиловских оловянных рудников, находившихся в верховьях р. Чикой, связь с которыми в летний период осуществлялась с местного аэродрома.

Посёлок начал значительно меняться в плане благоустройства в конце 1940-х годов, что было отмечено присвоением ему статуса города Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 731 от 12 июля 1951 года.

Ни сокращение района в 1963 году, ни массовый отъезд части железнодорожников в связи с переходом на тепловозную тягу и перепрофилированием паровозного депо не могли значительно повлиять на судьбу города.

В 1973 году Хилок в третий раз стал центром восстановленного Хилокского района. Новый этап благоустройства завершился в 1980-х гг. асфальтированием большинства улиц и возведением кварталов многоэтажных домов. По итогам соревнования городу трижды вручалось переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

В 1917 году население посёлка составляло 5,7 тыс. человек, в 1926 году – 4,6 тыс., в 1931 году – 5,3 тыс., в 1959 году – 15,9 тыс. человек.

К 1991 году здесь было 13 882 человек населения, действовали многочисленные ж.д. предприятия, совхоз «Дайгурский», лесокомбинат, зверосовхоз, ряд других предприятий и организаций; насчитывалось 2 больницы, ДК, 2 кинотеатра, 7 библиотек, 4 общеобразовательных школы, школа-интернат, 8 детсадов, профтехучилище № 3, 2 спортивных, музыкальная и художественная школы, 13 памятников истории, 4 общественных музея.

На начало XXI в. население города (к 1 января 2015 г. 11 030 чел.) занято на ж.д. предприятиях, в ряде посреднических обществ с ограниченной ответственностью и акционерных, мелких частных предприятиях, крестьянско-фермерских и индивидуальных хозяйствах. Остались: 1 больница, ДК, 6 библиотек, 1 досуговое учреждение, училище № 3. Обучение ведётся в 2 средних, неполной средней и начальной, а также 2 спортивных, музыкальной и художественной школах, работают 4 детсада. Существуют муниципальный краеведческий музей, 3 общественных музея, 15 памятников истории.

Хилок является родиной многих замечательных людей – учёных, военных, передовиков производства, среди которых можно выделить чемпиона СССР по лёгкой атлетике А.П. Соловьёва, Героя Социалистического Труда А.И. Брыкина, Героя Российской Федерации лётчика-испытателя Р.П. Таскаева, писателей Н.Т. Ященко, Н.А. Юрконенко и Э.К. Анашкина, композитора П.М. Толмачёва, автора книг о предприятиях города В.З. Часнык. Звание "Почётный гражданин города" присвоено 25 жителям Хилка. История города изложена в книгах В.Ф. Петрова «Город Хилок. Начало истории» и «Город Хилок. История продолжается», в книге о почётных гражданах «Твоя гордость, Хилок».  

Петров В.Ф., Москалёва Г.В.

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru