Следы предков. 2013 г. Ч.2. Места силы

 Рабочая трибуна. 2013. 30 июля. 

Следы предков

Часть 2. Места Силы

Издалека, со многих точек Бадинской долины можно увидеть странное возвышение на гребне хребта Цаган-Хуртей возле вершины Бугутуй. Вблизи это возвышение превращается в огромную груду камней высотой 30 метров. Эта груда известна под названием Ибыхен.

Ibihen

Ибыхен. Фото 2010 г.

Кижингинцы, до настоящего времени почитающие Ибыхен, переводят это название как «Богатоодаряющая». Словари древних языков могут нам пояснить, кто одаряет богатством. Ибыхен означает «женщина, мать, бабушка». Такой перевод позволяет нам предположить посвящение данной местности Богине-матери, Богине прародительнице всего мира.

Название самого гольца – Бугутуй – подтверждает этот вывод. Происхождение наименования связано с эвенкийским понятием Бугады. Так именовалась Богиня-мать, хозяйка тайги и охоты. Она иногда являлась людям в виде медведя или лосихи. Могла помогать в лесном промысле или обрекать на неудачу. Имя Хозяйки, в свою очередь, происходит от понятия «буга» - могучая сила, дающая жизнь всей природе и человеку.

В публикациях 2009 года мы рассказывали об особых свойствах древних священных мест. Они располагались над геологическими разломами и другими аномалиями, обладали повышенной энергетикой и другими пока ещё необъяснимыми свойствами. До сих пор эти места бывают опасными для здоровья и психики человека. Поэтому вырабатывались особые правила поведения, обряды, которые помогали направлять могучие энергии не на разрушение, а на возрождение жизни и плодородия. Проводились ли такие обряды в древности на Ибыхене – Бугутуе?

Экспедиция музея обратила внимание на некоторые особенности Ибыхена, которые могли использоваться в древних ритуалах.

К югу от каменного бугра отдельно стоит очень крупный камень. А в древних арийских культурах именно с южной стороны от главного алтаря располагался алтарь жреца.

У камня, поросшего лишайником, с одной стороны необычно гладкая светлая поверхность и ориентирована она в сторону захода солнца в день осеннего и весеннего равноденствий. А в Монголии до сих пор на западной стороне ритуальных сооружений кладут священный белый камень. Вряд ли это может быть простым совпадением. Наш «белый камень» явно поставлен не случайно.

Кроме того, на вершине бугра Ибыхена имеется плавное углубление. Углубления в центре древних святилищ символизировали связь с нижним миром или пуповину Матери-Земли. Считалось, что по этой пуповине из мира мёртвых возрождалась весной природа и души умерших предков.

Найденные особенности вершины Бугутуя – Ибыхена позволяют предположить, что здесь в древности совершались особые обряды и жертвоприношения, помогавшие возрождению жизни. В них призывались на помощь небесные силы, без которых такое возрождение было невозможно.

В молитвенных обращениях к Небу помогали людям духи великих Предков. По древним представлениям прославленные воины прошлого, мудрые старейшины, великие шаманы не уходили в мир мёртвых. Благодаря своим деяниям, они обретали бессмертие и становились духами гор или духами-хозяевами местности. В новом облике бессмертные предки продолжали помогать своим потомкам и охраняли их от бед.

Экспедициям музея удалось всё-таки отыскать в районе следы древнего культа предков.

Многие жители района знают урочище Чёрное (в просторечии - «Чёрновка»). Почти все, кто бывал в Чёрновке, видели на восточной стороне горизонта группу скал, носящую название «Три брата». Внимание экспедиции музея привлёк левый останец. Скала сразу поразила своей формой, удивительно напоминающей сидящего волка. А так как на имя этого зверя налагался запрет-табу, то и останец был назван сотрудниками музея «Серый».

Особое внимание привлекло «ухо» Серого. Его на самой вершине скалы образует необычная груда камней. Поднявшись на вершину, сотрудники музея обнаружили, что «ухо» сложено руками человека, причём, очень давно. Создаётся впечатление, что кто-то специально «доработал» скалу, чтобы она ещё больше походила на волка. Но для чего?

Sery

Останец "Серый". Фото 2011 г.

Культ Волка был воинским культом у многих народов. Поэтому, возможно, что в самом урочище и его окрестностях почитались именно духи прославленных воинов. Возможно, сюда приходили юноши доказать свою доблесть в посвятительных обрядах и получить благословение героев прошлого. Так духи предков продолжали жить в памяти новых поколений.

Уважение к прошлому – один из важнейших показателей культуры народа. Именно в истории, в деяниях и мудрости предков находят люди силы для новых свершений. Нам повезло. Мы живём в древней священной долине. На берегах нашей реки многие поколения учились преодолевать смерть и разрушение. В награду за мужество и доброту Белая Хёлого-хатан дарила людям детей и здоровье, а духи гор воспитывали разум и волю. Может и мы вспомним древние традиции?

С. Петрова

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru