Священная долина. 2009 г. Ч.3. Духи предков

Рабочая трибуна. 2009. 13 июня.

Священная долина

В первых частях данной статьи были представлены последние исследования Хилокского краеведческого музея по топонимике (науке о географических названиях) и иеротопии (науки о сакральных пространствах). Древние захоронения и святилища – не редкость на наших территориях. Но кто оставил нам их в наследство?

Часть 3. Духи предков

Древние обитатели Центральной Азии издавна считались предками монгольских, тюркских и тунгусских народов. Не вызывает сомнений и их принадлежность к монголоидной расе. Однако археологические и антропологические исследования показали, что север Средней Азии, юг Сибири и север Монголии были неоднородными в расовом отношении. Это зона многотысячелетнего смешения монголоидов и европеоидов.

Причём, с глубокой древности отдельные группы «европейцев» проникали далеко на восток и составляли там значительную и могущественную часть населения. Последняя крупная волна такого переселения была во 2 тысячелетии до нашей эры и связана с индоевропейскими племенами, вошедшими в историю под именем ариев.

Внимание учёных давно уже привлекала эта загадочная «белокурая раса Центральной Азии». В древних китайских летописях она именуется «динлин». Китайские хроники изобилуют описанием войн тёмноволосых китайцев с высокими светловолосыми динлинами. Причём, родиной своих противников они называют «песчаную страну Шасай», то есть пустыню Гоби.

С древним европеоидным населением связывают современные археологи и, так называемую, культуру керексуров – каменных курганов, распространённую по всей территории Бурятии в 1 тысячелетии до нашей эры. Один из керексуров, возможно, находится и у нас около с. Жипхеген. Создатели керексуров соседствовали с широко известной культурой плиточных могил. «Плиточников» большинство исследователей считают монголоидами. Таким образом, территория нашего района входила в зону активных контактов и кровнородственного смешения древних европеоидов и монголоидов.

Неоднородность населения Центральной Азии подтверждают и описания внешности Чингисхана, оставленные его современниками: высокий, рыжеволосый, светлоглазый. Эти особенности облика великого завоевателя хорошо известны любому историку-востоковеду. Но, почему-то, современные кинематографисты фальсифицируют историю.

Все народы, населявшие Забайкалье и Монголию в средние века - хунны, тюрки, уйгуры, монголы, по мнению учёных, были этнически неоднородными, то есть, смешанными по составу. Поэтому современные исследователи склоняются к тому, что столетия назад названия современных народов были не этническими наименованиями, а обозначением определённых групп населения. Об этом свидетельствуют и исторические документы.

Выдающийся придворный летописец потомков Чингисхана Рашид-ад-Дин, живший в 14 веке словом «тюрк» называл всех кочевников, в отличие их от оседлых народов. Монголы, согласно его летописи, определённая группа среди тюркских (кочевых) племён. Современные историки осторожно высказывают предположение, что и слово «монгол» первоначально обозначало не народ, а мужской воинский союз. Тогда становится понятным, почему монголом мог стать и высокий светловолосый Чингисхан, и любой его черноволосый союзник. Понятно тогда, почему «монголами» становились многие племена, подчинённые Чингисханом или вступившие в союз с ним. Понятно и почему в рядах его ближайших сподвижников-монголов были люди разных вероисповеданий: шаманисты, буддисты и христиане. Да, христиане. И это ещё одна из тайн нашего Забайкалья.

Нужно сказать, что взаимопроникновение разных верований, как и народов, происходило с глубокой древности. Наш земляк, доктор исторических наук Д.С. Дугаров в интереснейшем исследовании «»Исторические корни белого шаманства» находит истоки традиционной бурятской религии в древних верованиях индоевропейцев – ариев.

Соседство религий продолжилось и в последующие века. По свидетельствам знаменитых путешественников 13-14 веков Гильома Рубрука, Плано Карпини и Марко Поло, племена кереитов, найманов и меркитов, кочевавшие по Селенге и её притокам были христианами ещё до рождения Чингисхана. Подтверждает это и Рашид-ад-Дин. «До них дошёл призыв Иисуса, - мир ему! - и они вступили в его веру», - читаем мы в его летописи.

Древнее христианство в Центральной Азии – отдельная, очень интересная тема, и мы к ней вернёмся в других публикациях. Но и буддизм появляется на наших территориях не в конце 16 века, как принято считать, а намного раньше. В захоронении средневекового воина 12-13 веков на Селенге были найдены изображения и шаманских, и буддийских божеств. Буддистами была и часть уйгуров, обитавших в наших краях с 8-9 веков.

Таким образом, в Забайкалье на протяжении тысячелетий соседствовали народы разные не только по происхождению, но и по вероисповеданию. И это не мешало им уживаться друг с другом.

Но вернёмся во владения Хёлого-хатан. Мы ведь хотели узнать, чьи предки покоятся на её берегах? Если здесь жили и европеоиды, и монголоиды, если отсюда уходили в свои западные походы хунну (гунны), тюрки и монголы, а сюда приводили европейских пленников и торговые караваны, то, возможно, на склонах наших гор лежат предки любого из нас. Предки и по крови, и по вероисповеданию. Неужели у нас не хватит силы и достоинства с почтением отнестись к их праху?

А если изменится наше отношение к древней священной долине, то может и Хёлого-хатан поменяет свой облик. Обернётся она снова красавицей в белоснежном платье, хранящей жизнь и оберегающей души младенцев. Кто знает? Всё зависит от нас.

                                                                                                         С. Петрова

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru